ВСЯ ПРАВДА О НАС

Человек - кто он по своей сути?

Для чего мы приходим в этот мир?

Святоотеческая антропология говорит о трисоставности человека - тело, душа и дух. 

Тело - орудие идеально приспособленное для жизнедеятельности в окружающем нас мире. Совремннная медицина с её новейшим подходом ( на клеточном уровне, микромир, генетика ) в изучении человеческого тела, говорит о его удивительно сложной гармонии и совершенстве.

Тело является выразителем, осуществителем действия души и духа. Ап. Пётр называет его храмом Святого Духа. Тело изначально было создано нетленным, но в силу некоторых причин мы стали тленными, а в будущем же телу предстоит - преображение и одуховление.

Душа создана безсмертной и остается ею. Это наше самочувствие - то"я"которое человек ощущает, как самого себя.

Душа состоит из мысленной, желательной (волевой) и чувствующей (сердечной) части. Мысленная часть души занимается рассуждением, обдумыванием, наблюдением (посредством органов чувств тела), запоминанием, воображением, соображением, оценкой, которые превращаются в знания и опыт. Рассудочной части души в теле соответствует мозг.

Далее следует воля - это действующая часть души, которая заведует желаниями.

Затем чувствующая часть души, которую просто иногда называют сердцем. Через него проходит всё, что мы делаем. Эти чувства мы воспринимаем, как благоприятное или неблагоприятное состояние души и тела.

Как происходит взаимодействие трёх составляющих души? Вначале в чувствующей части возникает чувство. Которое отправляется в желательную часть - для определения конкретного желания. Теперь очередь мысленной части души прикинуть все возможности для осуществления возникшего желания. Предположим возникло определённое чувство, которое проявилось в желание совершить пробежку по дорожкам аллеи. Это желание затем направляется в мысленную часть души, где на основе предыдущего опыта (если его нет - на основе воображения и наблюдения) происходит рассужднние и обдумывание условий для  воплощения желания в реальность : время, маршрут, обмундирование. После выполнения мысленной части души своей задачи желание вновь направляется в желательную часть души, т. к. там сосредоточена и действующая часть души - воля. С помощью воли совершается задуманное посредством тела. После совершения поступка чувствующая часть души - сердце оценивает своё ощущение, удовлетворяется сделанным. Если задуманное не реализовалось, т. е. пробежка по аллеям не осуществилась. Мысленная часть души анализирует ситуацию и рассматривает её на вопрос : воплощения или отмены. Абсолютно все наши поступки совершаются по этой схеме, чаще всего с молниеносной скоростью, поэтому мы это и не замечаем.

Тело и душа обращены на познание земной жизни, заняты обустройством земной жизни на основании земного опыта.

Дух же отрешен от земного бытия, хотя может иногда посещать душу - как гость. Св.Феофан:"Дух, как сила от Бога исшедшая ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чувством  непосредственно удостоверя свое восхождение от Бога, дух человеческий чувствует свою полную от Бога зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им." 

Дух в человеке имеет три проявления.

Первое - это "страх Божий"(библейское выражение), т.е.благоговение перед Богом, ощущение высшей силы, которая нами руководит и от которой мы зависим. Даже если человек в Бога не верит, он всё равно говорит : "что-то там наверху есть, я чувствую".

Второе - это наша совесть, высший судия, индикатор добра и зла, всажденный от Бога. Ощущается нами в чувстве правильности выполненного или угрызения за невыполнение.

Третье - это жажда Бога. Она выражается в стремлении к всесовершенному благу, пусть даже каждый человек понимает это благо по своему.

И недовольство тварной стороной жизни. Стоит человеку достичь вожделенного - он опять не доволен. Снова манит очередная иллюзия счастья и покоя. "Ничто тварное удовлетворить человека не может, потому что дух человеческий шел из Бога, ищет Бога, желает вкусить Его и в Нем одном находит покой."

ИЕРАРХИЯ СИЛ В ЧЕЛОВЕКЕ.

Самая главная и властная сила в человеке - это дух. Она проникает во все силы души и одухотворяет их. 

В мыслительной части души, которая должна довольствоваться только земным, тварным образом бытия от духа в душе образуется стремление к идеальности, т.е.к познанию  не только вещей и явлений, но и невидимых оснований вещей и явлений.А именно: каков смысл, значение, цель и происхождение всего, хотя для рассудка нет никакого дела до того, от чего всё произошло, ему надо выяснить как овладеть этим.

В деятельной части души - в воле, которая обустраивает земное бытие от действия духа происходит желание совершения бескорыстных дел (альтруизм), а также подвига для  спасения людей, Отечества.

В чувствующей части души, которая должна заниматься тем, что воспринимаемое чувство (благоприятное или неблагоприятное состояние души и тела) направлять ко благу. Но от духа в сердце рождается чистое стремление к красоте, к прекрасному, к эстетическому восприятию происходящего.

СБАЛЛАНСИРОВАННОСТЬ РАБОТЫ ВСЕХ СИЛ.

Дух - главная, властная и определяющая сила в человеке. Он непосредственно чувствует реальную ежеминутную связь с Богом и получает от Него неисчерпаеющую силу для существования.

Совесть - является законом Божьим. Диктует человеку с определяющей непосредственностью волю Божью по каждому конкретному случаю.

Жажда Бога - немедленно удовлетвориться в каждый момент жизни доставляет человеку блаженство. Благодаря этому дух властно правит подчинёнными ему силами - душой и телом.

Желательная часть души получает крепость от этой непосредственной связи с Богом и творит узнанную Волю Божью с максимальным творческим совершенством, чему человек и призван. И Бог в связи с этим вверяет человеку власть над прочим созданием. Почему? Потому что человек является непосредственным проводником воли Божьей (он так устроен).

Чувствующая сторона души(сердце) - упокаивается в Боге и получает высшее , всестороннее наслаждение - блаженство, в полноте удовлетворяя жажду Бога вкушением Божественной красоты. Все части души удовлетворяются от связи с Богом.

Наконец, тело - послушное орудие. служит духу и душе, подчиняется им, удовлетворяет свои потребности в гармонии, соразмерности с душею и духом и не выходит за свои естественные пределы.

Отсюда видно, какие цель и назначение человека, каким его сотворил Бог:"Человек является начатком Божественного создания и причастником Божественного естества"(Ап. Пётр). Святоотеческая антропология определяет так:"Человек от духа получает силу Божью, творит Его волю и в связи с этим поставлен Богом владычествовать над Землёю с тем , чтобы эту Боожественную красоту творчески распространять вокруг себя. Человек сотворен по духу и душе безсмертным (ибо по"образу и подобию Божьему" не может быть не безсмертным), силу безсмертия получает и тело.

Грехопадение изменило ход вещей.

Господь проклял дьявола и своим определением изменил жизнь людей :" В поте лица своего будешь есть хлеб свой"(в раю жизнь была бескорбна и легка), потому что люди перестали соответствовать раю, нарушив одну едиственную заповедь, которая там была - "не ешь от древа познания - смертию умрешь". Знания в раю люди получали напрямую от Бога, не было надобности нарушать заповедь. Но заповедь даётся для неупотребления свободы во зло.

Православие понимает Св.Писание буквально, но с существенной оговоркой. Св. Писание называет реали рая:"древо познания", "древо жизни", "прогулки Господа в прохладные часы дня" и т.п. Что это такое, мы знать не можем - здесь во временной жизни у нас нет опыта. Св. Писание называет, но не расскрывает реали рая. Религиозный контекст в основание всего ставит волю Божью (попущение или указание). Человеку не постичь, адекватно не понять дела Господа. Но перед вознесением, в прощальной беседе Господь сказал своим ученикам "Я увижу вас снова и сердце ваше возрадуется и в тот день вы не спросите Меня ни о чём". Почему? Потому что сразу станет всё ясно и понятно.

Получить ответы на вопросы можно только в контексте жизни вечной, а не временной. То есть когда две половинки жизни соединятся:земная и небесная.

Человек изменяем (неизменен только Бог), человек был создан для блаженной и вечной жизни.

Господь создал людей свободным (как и ангелов). Доказательством этого являются заповеди - свободное нравственное предложение. Господь видит конечный результат, но не определяет его, определяет сам человек, т.к. он свободен. Адам выбрал грех - беззаконие и ещё в нем утвердился: отказался от покаяния, т.е.сознательно и свободно отпал от Господа. Возникло сретостение - преграда между Богом и человеком. Преграда между человеком и плодом благодати Божьей, которой он жил и которая определяла всё его бытие.

Сделанный грех рождает смерть. "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего. Но завистью дьявола вошла в мир смерть"- из книги " Премудрости Соломона".

Смерть - есть не что иное, как разрушение единства гармонии души, духа и тела. В следствии чего тело умирает и разлагается."Прах есть и в прах возвратишься"- сказал Бог. А душа оказывается в аду. Ад - это не место, а состояние вне Бога. Оно мучительно, ведь душа будучи оторванной от Бога и безсмертной ничем иным удовлетвориться не может. Из-за грехопадения пострадал и внешний мир"Проклят весь мир за тебя". Ап. Павел:"Вся тварь в совокупности стенает и мучается до ныне". Но главное повредилось человеческое естество. Человек исказился. Пресеклась связь с Богом (человек отвегся Бога).

Жажда Бога перестала живо, непосредственно и реально удовлетворяться.

Страх Божий и его осознание перестали действовать с определяющей силой.

Совесть затуманилась. Потеряла свое принуждающее влияние на человека.

Дух оказался отделённым от Бога. Дух сила творческая и бесконечная, она остаётся подобием и образом Божьим. Но будучи отлученным от своего источника, от Бога, дух, поменял вектор своего направления и вместо возвышения к Богу обратился вниз к душе и телу, и наполнил их отправлением своей неудержимой бесконечности.

Дух наполнил все нижние сферы человеческой жизни бесконечностью и от этого они получили неудержимость, которая на святоотеческом языке называется "страстью".

Чувствующая часть души - сердце перестало находить высший покой в Боге и разрушилось стройностью чувств. Теперь в человеке реальном не идеальном мы видим, что он постоянно метётся, скачет от одного чувства к другому: ни в чём не может удовлетвориться. А от повреждённого духа сердце приобрело приснодвижимость, т.е. постоянное круговращение чувств, неуспокоенность.

Воля перестала действовать стройно она раздробилась на множество желаний и сами по себе эти  желания чрезвычайно умножились и пришли в беспорядок, т.е. ничем невозможно удовлетворить и успокоить желание.

Разум перестал мыслить здраво, образ мыслей покривился, растёкся, потерял основу, раздробился. По энерции жить легко, а что -то сообразить, придумать, провести до конца мысль трудно (все философские и религиозные мысли где-то закручиваются, не доходя до основания ). Повредилась человеческая природа, а дух запечатлел это повреждение своей бесконечностью, человек стал страстным. Страсть - это нарушение естественного чина вещей, т.е.греховное и  мучительное состояние, вызванное неудовлетворённостью желаний, невозиожностью их удовлетворить. Почему невозможностью? Потому что желания сами сделались бесконечными, их дух наполнил бесконечностью. Вследствии этого желания выступили за пределы природы человеческой. То есть стали греховными, почему? Потому что перешли Божий замысел (грех-нарушение воли Божьей). А т.к.переведена, нарушина, преступлена воля Божья в человеке, то страсть является грехом со всеми вытекающими последствиями.

Тело вышло из подчинения души и наполнилось безудержным, бесконечным стремлением поврежденного духа, т.е. стало страстным. По себе мы видим, что плотские потребности и желания приобрели властный самодавлеющий характер. Человек перестал властвовать над собой. Если дух, укрепляемый силою Божию, держал все силы человека в подчинении, то теперь каждая сила живёт сама по себе. А человек ими не властвует. Теперь над человеком властвуют страсти и грех. И человек попал в ситуацию мучительного неудержимого, выходящего за рамки человеческого естества стремления. Это вышло из сердца человека, разлилось по миру и дало начало человеческой цивилизации в которой мы живём.

Это повреждение и есть первородный грех, наследственная болезнь, которая отравляет всё наше существование, отлучает от Бога. Святитель Тихон Задонский:"Человек с плачем рождается, с плачем живёт и с плачем умирает". По своей сути человек стал несчастным, болезнь отравляет всё его существование. Но это ещё не всё, человек отлучён от Бога, следовательно - потеря рая, блаженства, вечной жизни и смерть:разделение души и тела, разрушение тела и пребывание души вне Бога - в аду.

В состоянии нашего падения каждый может проследить по себе и убедиться, как действует в нём поврежденный разум, поврежденная воля и поврежденные чувства. Разброд и шатание : нестройные мысли, разнообразные несбаллансированные желания, чувства, над которыми человек совершенно не властен.

Но природа наша (хотя и сделалась расстроенной и поврежденной) не изменилась, осталась той же - образом и подобием Божьего. Хотя и открыта греху, но Господь не отнял своего благоволения. Господь проклял сатану и мир окружающий, но не человека и оставил возможность спасения. Тогда же, в раю было изречено первое пророчество:"от семени жены, которое спасёт человека".

Для спасения нужны две вещи:

Оправдание - разрушение сретостени между человеком и Богом.

И освящение - исцеление падшей природы, её восстановление.

Господь сказал:"Если пребудете в в слове моем, то вы познаете истину, а истина сделает вас свободными". Это и есть свобода во Христе - свобода от дьявола, греха, смерти, страстей.

Свобода Христова не простая вещь, она требует зрелости, ответственности. Мы приобретаем личное достоинство, когда мы поклоняемся Богу во истине, и когда это поклонение сопровождается сопротивлением греху и понуждением себя на добро. Тогда человек приобретает самого себя, становиться полноценной богоподобной личностью.

(конспект по лекциям игумена Петра Мещеринова. Дай нам Господи стремление к соблюдению Заповедей твоих. Знаю по опыту других людей и своему, стоит только поставить такую цель - казалось бы нереальную из-за сложности соблюдения Их, но сразу ощущаешь мощную, крепкую поддержку и необьяснимое состояние блаженства в виде светлого спокойствия и любви. Наверное потому, что Бог и есть Любовь. Наша готовность принять Евангелие и есть - впустить в себя Бога.

Как бы мы не отворачивались от Него, Господь всегда рядом - робко стучится в наши гордые сердца. Высокая Любовь не может насильно привести нас ко спасению. Над каждым из нас Всемилостивый плачет, ведь мы и знать не хотим, что нас ждет в вечности без Него).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мультигаминатор клуб интернет казино на рубли guardavto1.ru!